Баба Яга из сказок — откуда взялась

Как связан образ Бабы-яги с русским обрядом?

В известных сказках «Ивашко и ведьма», «Гуси-лебеди» Баба-яга изображена злодейкой, которая хочет зажарить детей в печке.

«Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается».

Жуть! Но в этих сказках зашифрован старинный обряд.

Исследователи связывают этот сказочный мотив с реально существовавшим обрядом «перепекания детей», который был известен в Поволжье, центрально- и южнорусских губерниях, а также в Сибири. Об этом рассказывает А. Л. Топорков в статье «Перепекание детей в ритуалах и сказках восточных славян».

Суть обряда в том, что ребёнка клали на лопату и трижды засовывали в тёплую русскую печь. Занималась этим как раз бабка-знахарка, та самая Баба-яга из сказок. Конечно, таким обрядом скорее вредили детям, чем реально их лечили.

Главная цель такого ритуала — сжечь болезнь. Печь обычно олицетворяла материнское чрево, а процесс выпечки хлеба символизировал рождение ребёнка. То есть если малыш родился больным, то это означало, что он «не допёкся в утробе матерней», его нужно перепечь. В Казанской губернии вообще ребёнка заматывали в тесто, оставляли открытыми только нос и рот.

Иногда печь ассоциировалась не с материнским лоном, а с загробным миром, поэтому трижды приговаривали «Откуль пришло, туды и пошло!». Обряд в таких случаях был инсценировкой смерти. Оканчивался он тем, что с ребёнка снимали рубашку, которая была во время ритуала, и сжигали. То есть ребёнок будто умер и вновь родился, только теперь уже здоровым.

Вообще не только славяне так пытались лечить детей! Сажание в печь использовали в народной медицине ещё и немцы, поляки, литовцы, венгры, румыны. К счастью, с появлением нормальной медицины подобные обряды перестали проводиться. А вот образ Бабы-яги остался.

Баба-яга — это старуха, которая ела детей? Не совсем... А что она с ними делала?

Представьте, как выглядел этот обряд глазами ребёнка? Психологическая травма на всю жизнь! В некоторых губерниях считалось, что в избе должен находиться ещё один ребёнок постарше во время «лечения» его маленького брата или сестры. Возможно, предки считали, что старший ребёнок — это олицетворение жизни, его жизненная энергия нужна была для равновесия, чтобы помочь младенцу вернуться из мира мёртвых.

Подросшему ребёнку казалось, что бабка-знахарка — это ведьма, которая засовывает его братика или сестричку в печь, чтобы съесть. Возможно, именно так и сформировался такой образ Бабы-яги, которая ела детей.

Что почитать о языке?

Рекомендую научное! Книги со скидкой от 10%!

список книг

1 комментарий

  1. Irene says:

    Большое спасибо, очень познавательно! Хотя сомневаюсь, что деревенские дети были настолько впечатлительны и «травмированы» этим переживанием. Скорее всего они сочинили на основе обряда юмористическую «страшилку», в которой злая ведьма действительно пекла и ела детей. Ведь у детей отличное чувство юмора, особенно черного… ;)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *