Глагольная система древнерусского языка была во многом схожа с системой глагола других славянских языков, в том числе старославянского. Некоторые категории этой системы роднят ее с современным русским языком, однако есть в ней и немало особенностей и отличий.
В древнерусском языке, как и теперь в русском, существовало три наклонения глагола: изъявительное, условное и повелительное. В изъявительном было три времени: настоящее, прошедшее и будущее, но внутри данной категории были значительные отличия от современной системы. Например, имелись четыре формы прошедшего времени (две простые и две сложные) и три формы будущего времени (одна простая и две сложные).
На протяжении истории древнерусского глагола особенно сильно изменились категории вида и времени. Категория времени выражает отношение действия к моменту речи, а категория вида характеризует действие с точки зрения протекания его во времени независимо от момента речи. Многие исследователи считают, что отдельной категории вида в древнерусском языке не было, а оттенки видовых значений выражались с помощью сложной системы времен.
В древнерусском языке глагольные формы делились на спрягаемые и неспрягаемые. К последним относились инфинитив, причастия и супин. Причастия склонялись, а инфинитив и супин были «застывшими» глагольными формами.
У глаголов древнерусского языка выделяют две основы: основу настоящего времени и основу инфинитива. У одних и тех же глаголов эти основы могли совпадать, а могли и отличаться. Например: хвали-ти (инфинитив) — хвали-ши (2-е лицо, ед. число настоящего времени), но нес-ти — несе-ши, двину-ти — двине-ши и др. Основу настоящего времени удобнее определять по формам 2-го лица.
При спряжении глаголы изменялись по лицам (1-е, 2-е, 3-е) и числам (единственное, множественное и двойственное).
Как и в старославянском языке, в древнерусском глаголы делились на пять классов (четыре тематических и один нетематический) в зависимости от характера спряжения. Тематическими называются глаголы, у которых при образовании форм настоящего времени личные окончания присоединяются не непосредственно к корню, а при помощи вставного «тематического» гласного. Соответственно нетематические глаголы — те, у которых личные окончания присоединялись непосредственно к корню. Нетематических глаголов в древнерусском было всего пять: быти, дати, ѣсти ‘принимать пищу’, вѣдѣти ‘знать’, имѣти. Их формы были более архаичными, чем у остальных.
Все остальные глаголы были тематическими и делились на четыре класса. Рассмотрим их подробнее.
К I классу относились глаголы с тематическим гласным [е], чередующимся с [о]: нести — несеши, вести — ведеши, мочи — можеши, ити — идеши и др. Гласный [о] в формах настоящего времени выявляется лишь при восстановлении праславянских форм 3-го лица: несоуть < несѫть < *nesonti.
II класс глаголов имел те же чередующиеся тематические гласные [е]//[о], но с добавлением согласного [н] перед ними: [не]//[но], причем вторая ступень чередования, как и у первого класса, выявляется только в праславянских формах. Примеры глаголов: стати — станеши, двиноути — двинеши и др.
У глаголов III класса перед тематическими гласными [е]//[о] добавлялся звук [j]: знати — знаѥши, дѣлати — дѣлаѥши и др. В случае, если перед [j] оказывался согласный звук, [j] ассимилировался, смягчая предшествующий согласный. Это привело к появлению чередований согласных в основах инфинитива и настоящего времени: писати — пишеши (*pisješi), мазати — мажеши (*mazješi) и т. д.
Современные формы глаголов первого спряжения восходят к древнерусским формам первых трех классов.
IV класс отличался тематическим гласным [и]: любити — любиши, хвалити — хвалиши, коупити — коупиши и др. К этому классу восходят современные формы глаголов второго спряжения.
Ниже приведены таблицы с примерами спряжения древнерусских глаголов по классам.
Тематическое спряжение
Единственное число | ||||
I класс | II класс | III класс | IV класс | |
1-е л. | несоу | станоу | знаю | хвалю |
2-е л. | несеши | станеши | знаѥши | хвалиши |
3-е л. | несеть | станеть | знаѥть | хвалить |
Множественное число | ||||
1-е л. | несемъ | станемъ | знаѥмъ | хвалимъ |
2-е л. | несете | станете | знаѥте | хвалите |
3-е л. | несоуть | станоуть | знають | хвалять |
Двойственное число | ||||
1-е л. | несевѣ | станевѣ | знаѥвѣ | хваливѣ |
2-е л. | несета | станета | знаѥта | хвалита |
3-е л. | несета | станета | знаѥта | хвалита |
Нетематическое спряжение
быти | дати | ѣсти | вѣдѣти | имѣти | |
Единственное число | |||||
1-е л. | ѥсмь | дамь | ѣмь | вѣмь | имамь |
2-е л. | ѥси | даси | ѣси | вѣси | имаши |
3-е л. | ѥсть | дасть | ѣсть | вѣсть | имать |
Множественное число | |||||
1-е л. | ѥсмъ | дамъ | ѣмъ | вѣмъ | имамъ |
2-е л. | ѥсте | дасте | ѣсте | вѣсте | имате |
3-е л. | соуть | дадять | ѣдять | вѣдять | имоуть |
Двойственное число | |||||
1-е л. | ѥсвѣ | давѣ | ѣвѣ | вѣвѣ | имавѣ |
2-е л. | ѥста | даста | ѣста | вѣста | имата |
3-е л. | ѥста | даста | ѣста | вѣста | имата |
В современном русском языке сохранилось выражение Бог весть. Весть (вѣсть) — это древнерусская форма 3-го лица единственного числа настоящего времени от глагола вѣдѣти ‘знать’. Современный вариант данного выражения — Бог знает.
Литература:
- Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка. — М., 1964.
- Можейко Н. С., Игнатенко А. П. Древнерусский язык. — Минск, 1978.