По мнению профессора МПГУ, историка А. В. Пыжикова, русалки — это не волшебные существа, а вполне реальные женщины, которые занимались жемчужным промыслом на Руси.
На Руси с давних пор существовал жемчужный промысел. А. В. Пыжиков связал этот промысел с происхождением легенд о русалках. По мнению историка, в старину существовал женский обряд водоположения, после которого девушки как раз и становились добытчицами жемчуга с речного дна.
Но для ритуала нужно было изготовить специальную мазь. А. В. Пыжиков отмечает, что делали её из жёлчи жабы, травы чилибухи (возможно, из какой-то другой), в которой был атропин, и «водорослей с феромонами».
«Волшебную» смесь наносили на кожу, а затем клали девушку в воду на несколько минут. Процедуру нужно было повторять много раз. С каждым разом продолжительность нахождения девушки в воде увеличивалась. Так она училась находиться под водой долгое время, открывалось «кожное дыхание».
На Руси считали, что яд жабы способен раскрывать поры кожи для поступления кислорода, именно в этом и таилась разгадка «волшебной мази». По мнению А. В. Пыжикова, девушки могли находиться под водой около 30-40 минут. Надо же!
И вот девицы, прошедшие инициацию, отправлялись добывать жемчуг. Особенно ценным считался скатный жемчуг, который отличался идеальной круглой формой. Если его положить на дощечку и слегка её наклонить, то жемчуг легко скатывался. Им украшали кокошники, делали бусы и серьги.
Остальной жемчуг использовали в лекарственных целях. По мнению А. В. Пыжикова, его обжигали, измельчали, чтобы в итоге получилась зола. Крестьяне использовали жемчужную золу вместо соли, которая на Руси стоила очень дорого.
Итак, по мнению А. В. Пыжикова, русалками были самые обычные крестьянские девушки, которые могли около получаса находиться под водой и добывать жемчуг. Историк уверен, что русские крестьяне в старину разбирались в явлениях природы гораздо лучше современного общества!
По мнению Пыжикова, аквакультура Руси была потеряна из-за указов Петра I. Историк приводит в пример указ от 8 июня 1721 года «О жемчужной ловле». Мол, государь узнал об особенном умении крестьян добывать жемчуг в реках и приказал запретить им эту деятельность. А церковь стала называть девушек-добытчиц жемчуга русалками и ведьмами.
С тех пор образ русалок был соотнесён с нечистью. За приготовление «волшебных» мазей и участие в обрядах девушек ждало наказание. Но сам Пётр I не сумел наладить добычу жемчуга. Наверное, потому что не знал рецепта мази из яда жабы.
Исследование А. В. Пыжикова вызывает интерес, но так ли всё было? Добыча жемчуга на Руси — это на самом деле старинный промысел, о котором давно известно историкам.
Есть свидетельства, что добыча жемчуга началась с XV века и продолжалась до 20-х годов XX века. Посмотрите видео 1991 года, бабушки рассказывают о том, как добывали жемчуг.
Петру I тоже было известно о добыче жемчуга. Иначе странно было бы, что все знают об этом, только Пётр I не в курсе. Указами он запрещал незаконную ловлю, потому что эту деятельность нужно было контролировать.
Главная причина угасания народного промысла — ухудшение экологии и сокращение популяции моллюсков. Для обитания моллюсков нужна чистая проточная вода с минимальным содержанием извести и наличием рыб семейства лососевых в реках, которые распространяли личинки моллюска.
Красную рыбу интенсивно вылавливали, а реки загрязняли отходами. Нет красной рыбы, а значит, нет моллюсков и жемчуга. Поэтому в угасании жемчужного промысла виновато общество в целом, а не только дворяне и Пётр I.
Ещё один важный момент. Есть много научных источников о жемчужном промысле, из которых можно узнать, как добывали жемчуг. Например, прочитайте выдержку из научной статьи «Историческая география ловли жемчуга в реках Южного Белого моря» (Ю.В. Беспалова, И.Н. Болотов, А.А. Махров, И.В. Вихрев):
Лов жемчуга преимущественно начинался 15 июня <…>. Раковины изымались обычно руками и выбрасывались на землю. Иногда использовали сачок из сетки с крупной ячеей или драгу. В отдельных случаях употребляли раму – приспособление из четырёх кольев, которыми собирали раковины со дна. В глубоких местах применялся деревянный шест с расщеплённым концом – щипец. Для ловли на глубоких местах сооружали плот, в котором делали отверстие для берестяной трубы, в неё ловцы высматривали скопления жемчужниц.
Для добычи жемчуга не нужно было находиться под водой 30-40 минут. Достаточно было просто дотянуться рукой до дна или использовать деревянный шест. Значит, обряд водоположения не проводился? Может, проводился, но не для добычи жемчуга.
Наверняка вы помните русские народные сказки, в которых девушки оказывались надолго в воде, но потом возвращались домой живыми и здоровыми. Например, Алёнушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» долго находилась на дне речном и осталась жива.
В сказке «Девушка в колодце» девица вообще прыгнула в колодец за веретеном, которое уронила в воду, но потом вернулась домой с богатствами. Скорее всего, вам больше известна сказка Братьев Гримм «Госпожа Метелица» с похожим сюжетом.
Эти сюжеты могли быть связаны с тем самым обрядом водоположения. Но эта тема ещё мало изучена! Поэтому не исключаю того, что подобная инициация могла существовать.
Но к исследованию А. В. Пыжикова всё-таки остаются вопросы, поэтому нельзя сказать, что образ русалки появился благодаря крестьянкам, которые просто добывали жемчуг.