Выражение «заранее спасибо» постоянно встречается в деловых письмах и в бытовой переписке. Но насколько уместно употреблять это выражение?
В Институте русского языка им. В. В. Виноградова считают, что по деловому этикету не стоит говорить «заранее спасибо», так вы оказываете давление на собеседника, чтобы он оказал вам какую-то услугу.
Заранее спасибо – так можно оскорбить собеседника
Например, в бытовом общении у вас может состояться такой диалог:
– Анна Анатольевна, вы можете мне помочь с русским языком? – Да, могу.
– Я немного позже пришлю задание, которое мне дали в школе. – Хорошо, без проблем!
– Спасибо!
Собеседник ответил на вашу просьбу согласием, он готов вам помочь. Вот другой пример только из email-переписки.
Добрый день, Анна Анатольевна! Мне дали в школе задание (далее следует объяснение, что это за задание). Не могу понять, какой тут правильный ответ. Можете мне помочь? Заранее спасибо!
В этом случае у Анны Анатольевны нет выбора. Фраза «заранее спасибо» равносильна приказу. То есть человек в любом случае ждет, что вы ему окажете услугу. Но у Анны Анатольевны сейчас завал на работе, а свое свободное время она хочет отдохнуть, а не разбирать школьные задания.
Анне Анатольевне теперь неудобно отказаться, её же уже поблагодарили.
Заранее спасибо – можно ли заменить эту фразу
Во-первых, дождитесь ответа на ваш вопрос, может собеседник вам помочь или не может. Дайте ему право выбора.
Во-вторых, необязательно писать что-либо в конце письма. Достаточно указать имя. Например: «С уважением, Анна Иванова».
На русских и иностранных форумах можно встретить большое количество людей, которые воспринимают как оскорбление фразу «заранее спасибо», поэтому лучше так не писать.
Что почитать, чтобы получить удовольствие?
Книги из нашего рекомендательного списка «30 легендарных зарубежных книг» со скидкой от 10%!