Слово «жид» часто воспринимается как оскорбление, но на самом деле оно имеет древнее происхождение. До конца XVIII века это было нейтральное название евреев. Откуда же взялось это слово и как оно связано с другими названиями еврейского народа?
Происхождение слова «жид»
«Жид» пришло в русский язык из итальянского giudeo (лат. judaeus). Эти слова, в свою очередь, произошли от ивритского יהודי — «йеуда», то есть «принадлежащий к племени Иуды». Так назывались потомки одного из двенадцати сыновей Иакова, основателя еврейского народа.
Слово «жид» было распространено в древнерусском языке и использовалось даже в официальных документах. Например, в Остромировом Евангелии (XI век) и Минее (XII век) можно найти такие выражения, как «жидъ», «жидинъ», «жидовинъ». В старославянском языке и древнерусском слово служило обычным этнонимом для иудеев, в том числе живших в Хазарском каганате и в Киевской Руси.
В 1787 году императрица Екатерина II издала указ, по которому запретила употреблять слово «жид» в официальных документах. С тех пор стало принято использовать только слово «еврей».
Интересно, что в других славянских языках слово «жид» не имеет негативного оттенка. В польском — żyd, словацком — žid, в чешском языке — žid, литовском — žydas, венгерском — zsidó.
Вероятно, негативный оттенок в русском языке появился из-за ассоциации с «жадным или коварным человеком». Даже в словаре В. И. Даля стоит отметка «жид» — «скупой», «скряга». В русском языке есть малоупотребимый глагол «жидиться», что означает «жадничать». У Даля можно встретить даже такую забавную пословицу: «живи, что брат, а торгуйся, как жид».
В русских летописях иногда называли «жидовинами» врагов, например, татаров. Ведь даже у чудовища из русской народной сказки «чудо-юдо» такой же корень «йеуда».
Слова «жидови́нъ» , «жи́дове» (мн. число от «жидовин») , «жидо́вский» используются и в настоящее время на богослужениях Православной церкви.
Еврей или иудей?
Хоть с этимологической точки зрения в слове «жид» нет ничего оскорбительного, но по правилам этикета евреев лучше называть именно «евреями». В СМИ рекомендуется употреблять слово «еврей» для обозначения национальности, а «иудей» — для религиозной принадлежности.
Источники
- Жид, жидовин // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- Жид // Словарь русского языка / Под ред. А. П. Евгеньевой.
- «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля издания «Товарищества М. О. Вольфъ» 1912 года