К именным глагольным формам древнерусского языка относились причастия, инфинитив и супин.
Инфинитив обозначает действие без отношения к определенному лицу или предмету, которые могли бы произвести это действие, и без отношения к определенному времени, когда это действие могло бы совершиться.
В праславянском языке глаголы в форме инфинитива всегда оканчивались на -ти: *nesti (нести), kolti (колоть), pekti (печь), mogti (мочь), vedti (вести) и т. д. Впоследствии, в результате фонетических преобразований, в древнерусском языке у глаголов с основой на заднеязычный согласный появились формы на -чи: печи, мочи, беречи, стеречи и др.
Интересно, что в севернорусских говорах уже в современную нам эпоху были зафиксированы формы инфинитива типа пекти и стерегти. В письменных памятниках они отсутствуют и являются относительно новым образованием под влиянием основы настоящего времени (пеку, стерегу).
В современном русском языке древний суффикс -ти уцелел не во всех глаголах.Он сохранился в неизменном виде под ударением (идти, уйти, пасти, нести, везти) и без ударения у тех же глаголов с приставкой вы-: выйти, вынести, вывезти. В большинстве же случаев у современного инфинитива конечное -и отсутствует: говорить, сторожить, печь, беречь, думать.
В письменных памятниках краткая, усеченная форма инфинитива на -ть известна с XIII века, хотя безусловно преобладали в то время формы на -ти, -чи. Постепенно усеченная форма все более вытесняла полную. Однако еще в XVII веке последняя встречалась довольно часто. В XVIII веке архаичные формы на -ти наблюдаются в текстах «высокого штиля», хотя там они появлялись уже под влиянием старославянского языка. Древнерусские формы на -чи держались дольше и иногда употреблялись еще вначале XIX века. Например, в басне И. А. Крылова «Щука и кот» есть знаменитые строки: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, / А сапоги тачать пирожник…» В настоящее время такие формы встречаются только в диалектах.
В науке есть предположение, что по своему происхождению инфинитив — это застывшая форма дательного падежа единственного числа отглагольного существительного, склонявшегося по типу с основой на *-ĭ (ср. кости, волостии т. д.).
Супин образовывался от основы инфинитива путем добавления к ней суффикса -тъ. Употреблялся обычно при глаголах, обозначающих движение, и обозначал цель этого движения: посла Ярополкъ искатъ брата (послал Ярополк искать брата), пришелъ еси моучитънасъ(пришел ты мучить нас).
Дополнение при супине стояло в форме родительного падежа: идохъ мира творитъ.
Возможно, исторически супин — застывшая форма винительного падежа единственного числа отглагольных существительных, склонявшихся по типу основ на *-ŭ (ср. сынъ, медъ).
Уже в самых ранних из дошедших до нас памятников письменности на древнерусском языке (с XI века) супин употребляется нерегулярно, во многих случаях его заменяет инфинитив. Скорее всего, окончательно супин утратился к XIV– XV веку. В современном русском языке на его месте употребляется инфинитив.
В современных говорах были зафиксированы формы типа иду пахат, но, возможно, к супину они не имеют отношения и являются «отвердевшими» формами инфинитива.
Литература:
- Самсонов Н. Г. Древнерусский язык. – М., 1973.
- Борковский В. И., Кузнецов П. С. Историческая грамматика русского языка. – М., 1963.
- Черных П. Я. Историческая грамматика русского языка. – М., 1952.
- Хабургаев Г. А. Старославянский язык. – М., 1974.