Знаменитый массажный стишок «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы…» исследователи фольклора относят к жанру «щипалки». Бывает и такое!
Такие стишки передаются устно, поэтому текст постоянно меняется, как бы «дорабатывается под себя» или культурные реалии. Поэтому стишок в одном дворе может сильно отличаться от варианта в соседнем дворе.
Исследователи считают, что этот вид игры особенно распространен среди девочек в начальной школе. Щипалки сопровождаются прикосновениями (прищипываниями, тычками, даже иногда легкими ударами). То есть важно именно дотронуться до тела. Интересно, что сначала эта игра становится поводом для причинения боли.
Конечно, когда родители играют в «Рельсы, рельсы…» с ребёнком, они не причиняют ему боль, а делают и правда массаж. Но, скорее всего, вы замечали, что когда маленькие дети друг другу делают этот массаж или даже взрослому, иногда они прилагают максимум силы, чтобы причинить боль.
Такие «болевые игры» исследователи называют способом освоения боли в детском возрасте, когда ребёнок ещё не особо разобрался, что такое боль. Ещё эти игры могут быть возможностью выплеснуть эмоции, например, из-за обиды на подругу. Пощипал её, защекотал и успокоился!
Стоит ли разрешать детям играть в щипалки? Да, это средство межличностного взаимодействия, но важно наблюдать за детьми, чтобы они не переступали границ. Объяснять, что в игре можно щипать, но дружелюбно, с целью сделать приятное, помассировать спину.
В возрасте 9-10 лет дети уже понимают, что могут причинить боль, поэтому делают массаж «рельсы, рельсы…» аккуратно с желанием проявиться заботу, сделать приятное.
— Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы (рисуют на спине рельсы и шпалы)
— Ехал поезд запоздалый (имитируют движение поезда вдоль всей спины)
— Из последнего вагона вдруг просыпалось зерно (барабанят по спине)
— Пришли куры: поклевали, поклевали, поклевали (легко постукивают ногтями)
— Пришли гуси: пощипали, пощипали, пощипали (вот в этом моменте щипают)
— Пришел слон: потоптал, потоптал, потоптал (слегка стучат кулачками)
— Пришел дворник: всё подмел (делают разогревающее движение ладонью по спине)
— Пришел директор магазина. Поставил стол, стул (имитриуют шаги директора, потом постукивают на каждом действии, будто ставят предметы)
— и печатную машинку и начал печатать:
— «Я купил жене и дочке — вжик, точки, вжик, точки (имитируют печать на машинке, а потом на слове «вжик» щекочут)
— Заграничные чулочки — вжик, точки, вжик, точки
— А себе и сыну — вжик, точки, вжик, точки
— Новую машину».
— Дзынь! Точка!
И в конце щекочут, пока жертва не закричит.
Во многих регионах история заканчивается на этом моменте. Но в интернете можно найти разные варианты продолжения стишка. Самый популярный следующий.
— Письмо шло, шло, шло и пришло (движение ладонями по всей спине)
— Прочитали его жена и дочка (показывают пальчиками шаги жены и дочки).
— Не понравилось им письмо.
— Они его мяли, мяли
— Рвали, рвали (резкие щипающие движения)
— Топтали, топтали (резкие постукивающие движения)
— И бросили в канаву
— Письмо гнило, гнило, гнило, гнило (тут мучительно щекочут, пока жертва не завопит: «Сгнило уже!»).
Какие слова в стишке говорили у вас? Напишите название региона или населённого пункта.
— Игра и игровое начало в культуре народов мира. Под ред. Г. Н.Симакова