Слово «суть» имеет интересную историю. Первоначально так выглядела форма 3-го лица множественного числа настоящего времени глагола «быть», то есть «суть» (сѫть) означало «они есть».
Например, посмотрите на строку из стихотворения В. К. Тредиаковского: «Твои все люди суть православны» (то есть «были православными»).
Этимологически слово «суть» связано с латинским sunt («они есть»), греческим εἰσί («они суть»), готским sind («они суть») и другими индоевропейскими формами.
Существительное «суть» впервые зафиксировано в словаре В. И. Даля, соответственно, оно не имело литературного статуса до 30–40-х годов XIX в. По мнению В. В. Виноградова, это существительное могло образоваться только тогда, когда пропала необходимость в использовании глагольной формы (от быти — суть), то есть не ранее XVII – начала XVIII в.
Итак, слово «суть» указывает на существование чего-либо. От «сѫть» образовано действительное причастие настоящего времени (сѫшти). Отсюда слова «сущий» (имеющийся) и «существо» (первоначально совокупность существующего). Раньше «существо» употреблялось в значении «сущность, смысл, содержание», поэтому было неодушевленным. Например: «И въ сѹществѣ творения бжія несть нижєшаго» («И в существе творения Божия нет нижайшего»).
Слово «сущий» зафиксировано в древнерусских текстах XI—XII веков, «существо» появилось позже — в XIV—XV веках. Конечно, из однокоренных слов в этом списке самое древнее — это «суть» (но как форма глагола, как существительное появляется не ранее XVII – начала XVIII в).